Фильм «Девочки» и Трилогия Константина Фама «Свидетели»
27 января отмечается День полного снятия блокады Ленинграда и
Международный день памяти жертв Холокоста. Помним.
«Чтобы тебя услышали – нужно стать музыкой»
1. Фильм «Девочки» (режиссер Мария Поприцак).
«Девочки» – это шесть историй, рассказанных самими жительницами блокадного Ленинграда. После войны их судьбы сложилась по-разному, но в годы блокады их истории сплелись с историей победы целого народа. Эта картина является искренним и честным рассказом одних из немногих свидетелей блокады, которые дожили до наших дней, о своей судьбе, судьбе Ленинграда и о воле к жизни. (с)
Мы с Машей 3 года назад ходили в киноцентре «Родина» на показ данного фильма. Считаю, что такие фильмы нужно показывать детям.
2. Трилогия Константина Фама «Свидетели» создавалась несколько лет. Впервые этот фильм я посмотрела в прошлом году. Фильм собран из короткометражных картин, которые, в принципе, могут существовать по отдельности, но именно их синергия реализует тот эффект, при котором зритель проникается историями персонажей, как историями своих близких. Это истории о безмолвных свидетелях человеческих судеб, поломанных Холокостом. Фильм состоит из трех новелл — «Туфельки», «Брут» и «Скрипка».
Первая часть под названием «Туфельки» чем-то напоминает памятник на берегу Дуная в Будапеште.
Вторым короткометражным фильмом стал «Брут» – история немецкой овчарки, которая была любимцем еврейской женщины, но была вынуждена жизнью попасть на служение к нацистскому офицеру.
Сценарий основан на повести Людвига Ашкенази. В 2019 году Ксения Раппопорт читала отрывок из книги «Брут» на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича в проекте «Жёлтые звёзды», приуроченному к Международному дню памяти жертв Холокоста. Тогда впервые я узнала об этой повести.
Так же в этой новелле поднимается острая тема (вскользь). Эта тема называется «Сент-Луис». Этот судно, которое получило известность благодаря так называемому «Плаванию обречённых» — неудачной попытке еврейских эмигрантов избежать нацистского преследования. Впервые об этом судне я узнала из произведений Ремарка, если мне не изменяет память, то это в романе «Тени в раю».
И третья часть — «Скрипка», в отличие от первых двух частей временами события происходят в наши дни, и больше всего действие похоже на детектив — у скрипача появляется старинная скрипка, и в ней он находит знак свастики. Откуда он там взялся? Да и откуда появилась сама скрипка?
P.S. Помним и искренне надеемся, что это никогда не повторится.